Задание 1. Анатомический анализ органов растений Оборудование и объекты исследования: микроскоп, предметные и покровные стекла, лезвия, препаровальные иглы, иод, спирт, раствор флороглюцина, концентрированная соляная кислота, фильтровальная бумага, сердцевина бузины (или кусочки клубня картофеля), части исследуемых органов растений, стакан с водой, кусочки фильтровальной бумаги. Ход работы:
Приготовьте поперечный срез из предложенных Вам растительных объектов, соблюдая правильную методику и технику.
Зарисуйте срез и обозначьте его составляющие ткани, используя наиболее подходящие коды.
Определите орган растения, который Вы исследовали.
Укажите систематическое положение изучаемого растения. Ответ обоснуйте.
Коды для обозначения анатомо-систематической характеристики исследуемого среза, органа растения и его систематического положения:
Задание 2. Изучение плазмолиза и деплазмолиза Оборудование: чешуи лука, предметные и покровные стекла, микроскоп, лезвие бритвы, стаканчики с водой, спиртом, раствором иода и 1 М раствором сахарозы, препаровальные иглы, фильтровальная бумага, пипетка. Ход работы:
Приготовьте микропрепарат эпидермиса лука.
Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте несколько клеток (рис. 1).
Вызовите явление плазмолиза клеток эпидермиса лука.
В качестве плазмолитика был использован _______________________
Сделайте рисунки в начале и конце плазмолиза (рис. 2 и 3).
Получите явление деплазмолиза. Какой процесс (плазмолиз или деплазмолиз) протекает с большей скоростью?
Сделайте рисунок клеток после окончания деплазмолиза (рис. 4).
После окончания деплазмолиза введите под покровное стекло спиртовой раствор йода. Затем замените раствор йода на 1М раствор сахарозы. Рассматривая препарат в микроскоп, установите, что происходит. Сделайте вывод.
(5 баллов)
Задание 3. Изучение животных и определение их систематического положения Оборудование: чучела позвоночных животных и их черепов, коллекция членистоногих. Ход работы:
Определить систематическое положение 1 вида позвоночных животных и 1 вида членистоногих (по выбору учащегося), вписав русские названия всех таксонов.
Ранг
таксона
Особь
1
Особь
2
Тип
Класс
Отряд
Род
Вид
Для одного из видов, отметьте наиболее очевидные приспособления к среде обитания. Объясните механизм возникновения одного из выявленных вами приспособлений.
Определите по зубам (особенностям строения клюва и нижних конечностей) характер питания выбранного вами позвоночного животного, укажите место этого организма в трофической цепи
По строению тела определите образ жизни (принадлежность к определенной экологической группе).
(5 баллов)
Задание 5. Биология человека. Вариант 1
Определите, к каким отделам скелета относятся кости, предложенные Вам для изучения.
Дайте им названия.
Опишите строение и функции каждой кости.
Вариант 2 Определите, какие структуры клетки представлены на электронных микрофотографиях.
Вариант 3 Решите генетическую задачу.
(5 баллов)
Задание 5. Изучение активности ферментов. Оборудование: побег элодеи канадской, 3% - й раствор пероксида водорода, микроскоп с набором (предметные и покровные стекла), препаровальная игла, спиртовка, спички, сосуды, держатель, пинцет, салфетка. Используя имеющийся набор реактивов, опытным путем докажите, что фермент (каталаза) имеет белковую природу. Свой результат обоснуйте письменно. Какова роль каталазы в химических реакциях? Объясните зависимость активности каталазы от возраста и физиологического состояния клетки.