Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 04:29

Мой сайт

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
биология 2009-2010 [4]
результаты 2009-2010 [0]
География 2009-2010 [3]
избирательное право 2009-2010 [2]
Информатика 2009-2010 [1]
История 2009-2010 [3]
Литература 2009-2010 [3]
Математика 2009-2010 [4]
Обществознание 2009-2010 [1]
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Олимпиады » История 2009-2010

Олимпиада школьников по истории России
Инструкция по выполнению работы

    На выполнение олимпиадной работы по истории отводится 2 часа.
    Работа состоит из двух частей.
    Часть I  состоит из 24  комплексных заданий.
    На выполнение заданий первой части отводится 1 час.
    Часть II состоит из творческого задания, на выполнение которого отводится 1 час.
    По одной из представленных тем (на выбор учащегося) написать историческое эссе.
    Характеристика сочинения-эссе
  1. Наличие конкретной темы или вопроса
  2. Личностный характер восприятия проблемы и её осмысления
  3. Небольшой объем
  4. Свободная композиция
  5. Непринужденность повествования
  6. Парадоксальность
  7. Внутреннее смысловое единство
  8. Открытость
Алгоритм работы над сочинением-эссе:
  1. ознакомление с предложенными темами;
  2. определение смысла предложенных высказываний;
  3. осмысление проблемы в контексте исторической науки;
  4. формулирование своего отношения к высказыванию;
  5. определение исторических терминов, понятий и обобщений, которые потребуются ему для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне;
  6. отбор фактов, примеров из истории, которые убедительно обосновывают собственную позицию.
Дополнительные аргументы автора сочинения-эссе:
  1. краткая информация об авторе высказывания;
  2. имена его предшественников, последователей или научных противников;
  3. описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к её решению;
  4. указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
  5. ссылка на альтернативные варианты решения проблемы.
    Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются.
    Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
    Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны.  Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно вернуться, если у вас останется время.

Часть I – комплексные задания

1. О ком из названных князей, привезшем из Киева во Владимир икону Владимирской Божьей Матери и построившем Церковь Покрова на Нерли, историк В.О.Ключевский писал: «Он правил в своей земле самовластно, забывши, что он был избран народом…»
  1. Юрии Долгоруком
  2. Владимире Мономахе
  3. Андрее Боголюбском
  4. Всеволоде Большое Гнездо
(1 балл)

2. В каком из рядов указаны даты борьбы Руси с монголами-татарами?
  1. 1478 г., 1497 г.
  2. 1237 г., 1380 г.
  3. 1410 г., 1478 г.
  4. 1462 г., 1550 г.
(1 балл)
 
3. Кто из названных пар были современниками?
  1. Иван Грозный, митрополит Макарий
  2. Иван III, Сергий Радонежский
  3. Дмитрий Донской, патриарх Никон
  4. Иван Калита, Иосиф Волоцкий
(1 балл)

4. Расположите термины в хронологической последовательности, по мере их возникновения, исключив тот, что выпадает из представленного логического ряда.
  1. Полюдье
  2. Соха (посошное обложение)
  3. Стрелецкие деньги
  4. Тамга
  5. Гривна
  6. Подушная подать
  7. Кормление (корма)
(7 баллов: по 1 баллу за правильный ответ)

5. Н.М.Карамзин считал, что символика российского государственного герба берет своё начало от печати, на одной стороне которой изображен всадник, а на другой – двуглавый орел. Результатом чего, по мнению Карамзина, было соседство вроде бы столь несовместимых понятий?
(2 балла)

6. Установите соответствие даты и события:
   1) 1561 г.                        6) 1769 г.
   2) 1564 г.                        7) 1818 г.
   3) 1675 г.                        8) 1829 г.
   4) 1672 г.                        9) 1869 г.
   5) 1757 г.                        10) 1880 г.
   А. Основание Академии художеств в Петербурге
   Б. Периодическая системе Д.И.Менделеева
   В. Выход первых томов «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина
   Г. Завершение строительства собора Василия Блаженного
   Д. Завершение «Жития протопопа Аввакума»
   Е. Первая русская датированная печатная книга (Апостол)
   Ж. Первый театр в России в селе Преображенском
   З. Завершение возведения здания Главного штаба на Дворцовой площади в Петербурге (архитектор Росси). 
    И. Открытие памятника А.С.Пушкину в Москве (скульптор А.М.Опекушин)
    К. Начало издания журнала Н.И.Новикова «Трутень»
                                   
(10 баллов)

7. Николаю I принадлежат несколько известных высказываний. Попытайтесь определить, кому они адресованы, выбрав их имена из предложенного списка.
     А. «Послезавтра, поутру я _____ или государь, или без дыхания».
     Б. «Утирай слёзы вдов, сирых и всех несчастных!»
     В. «Отныне я буду твоим цензором»
     Г. «Господа! У меня полиции нет, я не люблю её: вы моя полиция».
     Д. «В России только два человека не воруют: ты и я»
     Е. «Сдаю тебе команду, но, к сожалению, не в  таком порядке, как желал».
     1) А.Х.Бенкендорф
     2) П.Д.Киселев
     3) И.И.Дибич
     4) А.С.Пушкин
     5) Н.В.Гоголь
     6) Наследник престола (будущий Александр II)
     7) Офицеры III отделения
     8) Депутаты дворянских собраний
     9) И.Ф.Паскевич
    10) М.М.Сперанский
                   
(6 баллов: по 1 баллу за каждый правильный ответ)

8. Какие из названных произведений искусства и литературы были созданы в 1950-1970-х гг.?
  • А) Балет С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»
  • Б) Роман А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»
  • В) Фильм А.А.Тарковского «Андрей Рублев»
  • Г) Скульптура В.И.Мухиной «Рабочий и колхозница»
  • Д) Вальс А.П.Петрова к фильму «Берегись автомобиля»
  • Е) Фильм Г.В.Александрова «Веселые ребята»
Укажите верный ответ: 1) АБЕ;      2) АГД;     3) БВД;       4) ВДЕ
(3 балла)

9. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и созданными ими произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Деятели культуры

Произведения

А) К.Брюллов

1) «Явление Христа народу»

Б) А.Иванов

2) «Всадница»

В) П.Федотов

3) «Свежий кавалер»

Г) М.Глинка

4) «Жизнь за царя»

 

5) «Борис Годунов»

(4 балла)

10. Перед вами названия литературных произведений о Великой Отечественной войне и имена их авторов. Установите соответствие между ними.
  • 1) «Блокада».  2) «Война».  3) «Звезда».  4) «Щит и меч».  5) «А зори здесь тихие».  6) «Танки идут ромбом». 7) «Живые и мертвые». 8) «Повесть о настоящем человеке»
  • А) А.Ананьев.  Б) Б.Васильев.  В) Э.Казакевич.  Г) В.Кожевников.  Д) Б.Полевой.  Е) К.Симонов.  Ж) И.Стаднюк. З) А.Чаковский
(8 баллов: по 1 баллу за правильно установленное соответствие)

11. Назовите лишнее в ряду имя или название. Кратко объясните свой выбор.
  • 1) А.Доватор; П.Рыбалко; П.Ротмистров; Н.Гетман
  • 2) Л.Дегтярев; А.Судаев; Г.Шпагин; М.Кошкин
  • 3) Штабс-капитан; штабс-ротмистр; обер-шенк; подъесаул
(6 баллов: по 1 баллу за правильно названное имя или название, по 1 баллу за верное объяснение)

12. Проанализируйте таблицу «Выплавка чугуна (1867-1902)» и ответьте на вопросы:

Годы

Выплавлено чугуна (тыс. руб.)

Всего в империи

На Урале

%

На Юге

%

1867

17028

11084

65,1

56

0,3

1877

24579

16157

65,7

1596

6,5

1887

37389

23759

63,5

4158

11,1

1897

114782

41180

35,8

46349

40,4

1902

158618

44775

28,2

84273

53,1

  1. Как в целом менялось количество выплавленного чугуна в пореформенной России?
  2. Почему существенное увеличение выплавки (в несколько раз) произошло не сразу после реформ, а спустя три десятилетия?
  3. В чем причины такого быстрого развития предприятий Юга?
(10 баллов)

13. Укажите, по какому принципу составлены ряды:
  1. А.И.Гучков, М.В.Родзянко, А.Е.Бадаев, А.И.Коновалов, В.М.Пуришкевич, В.А.Маклаков
  2. М.М.Щербатов, В.Н.Татищев, М.П.Погодин, С.М.Соловьев, П.Н.Милюков, В.Л.Янин
  3. М.Б.Барклай-де-Толли, Д.А.Милютин, С.Б.Иванов, А.И.Гучков
(3 балла: по 1 баллу за каждый правильный ответ)

14. Кому из исторических деятелей нашей страны были даны приводимые ниже прозвища?
  1. «Бабушка русской революции»
  2. «Белый генерал»
  3. «Болтай, да и только»
  4. «Буревестник революции»
  5. «Великий кормчий»
  6. «Главноуправляющий»
  7. «Граф Полусахалинский»
  8. «Незабвенный»
(8 баллов: по 1 баллу за правильный ответ)

15. Историк должен правильно писать исторические понятия и термины. Впишите букву (буквы) вместо пропусков.
  1. К…нс…стория – духовное учреждение, управляющее епархией.
  2. Акц…д…нции – доходы канцелярских служащих, живших добровольными приношениями челобитчиков.
  3. В…кар…атство – в Русской православной церкви несколько приходов.
  4. Др…бант – телохранитель в России XVII-XVIII вв.
  5. Ир… …гулярные войска – войска, не имевшие постоянной организации, по особому комплектовавшиеся.
  6. К…нт…нисты – в 1805-1856 гг. солдатские сыновья, с рождения числившиеся за военным ведомством.
  7. Лес…в…чная  система – принцип княжения, по которому княжеский стол переходил не от отца к сыну, а к старшему мужчине в роду.
  8. Не…ч…ки – в XVI – в начале XVIII в. дворяне, уклонявшиеся от обязательной службы.
  9. Фуз…леры – в первой половине XVIII в. название пехоты в русской армии.
  10. Евр…зийство – идейное историко-политическое течение, возникшее в русской эмиграции 1920-1930 гг.
  11. К…нд…минимум – управление одной и той же территорией двумя или несколькими государствами.
  12. Анг…ж…мент – приглашение артиста на какой-нибудь срок для участия в спектакле.
  13. Вым…р…чное  имущество – имущество, на которое после смерти владельца никто не заявил претензий на владение.
  14. Д…заб…лье – легкая свободная домашняя одежда.
  15. Д…ф…лировать – в военном деле XVIII-XIX вв. маршировать.
  16. К…з..мат – помещение в крепостных стенах для артиллерии, боеприпасов и людей.
  17. Кр…н…лин – особый покрой платья или юбки в XVIII-XIX вв.
(17 баллов)

16. Военная история России. Соотнесите имя военачальника, войну, в которой он  принимал участие, и годы этой войны.

            Война

             Годы

       Полководец

 

        1904 – 1905

 

 

        1914 – 1918

 

 

        1918 – 1920

 

 

        1939 – 1940

 

 

        1941 – 1945

 

 

        1979 – 1989

 

  • Русско – японская, Первая мировая, Гражданская, советско-финляндская, Великая Отечественная, афганская.
  • А.И.Деникин, Л.А.Говоров, П.К.Ранненкампф, З.П.Рожественский, Д.Ф.Устинов, С.К.Тимошенко.
(12 баллов)

17. Какие события скрываются за названиями, перечисленными ниже:
  • «Военный коммунизм»
  • «кукурузная эпопея»
  • «рельсовая война»
  • «холодная война»
  • «шоковая терапия».
(10 баллов)

18. Россия и мир. Соотнесите дату и событие:
  • 1904 – 1907 гг.                            1) Подписание Брестского мира
  • 3 марта 1918 г.                            2) Создание Антанты
  • 5 ноября 1921 г.                          3) Начало работы Тегеранской конференции
  • 28 ноября 1943 г.                        4) Подписание договора ОСВ – 1
  • 15 – 28 октября 1962 г.               5) Договор о дружбе с Монголией
  • Май 1972 г.                                 6) Вступление России в Совет Европы
  • 28 февраля 1996 г.                      7) Карибский кризис
 (7 баллов)

19.  Великая Отечественная война. Соотнесите название операции с её целью. Какие из них были разработаны  советским, а какие – немецким командованием?
  • «Багратион»                        Освобождение Сталинграда  
  • «Кутузов»                           Освобождение Белоруссии и Литвы
  • «Румянцев»                         Захват Москвы
  • «Тайфун»                            Освобождение Белгорода и Харькова
  • «Уран»                                Освобождение Орла
  • «Цитадель»                         Разгром фашистских войск под Курском
(6 баллов)

 20. Решите кроссворд «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»

  1. Композитор, чья Седьмая симфония была исполнена в блокадном Ленинграде.
  2. Участник штурма Берлина, вместе с М. Егоровым водрузивший Красное знамя над зданием рейхстага.
  3. Название немецкого плана вторжения в СССР.
  4. Советский военачальник, с июня 1942г. Возглавлявший Генеральный штаб.
  5. Город в Восточной Пруссии, освобожденный Красной Армией.
  6. Герой Советского Союза, командир 316-стрелковой дивизии, оборонявшей Москву в 1941 г.
  7. Название операции по освобождению Белоруссии.
  8. Город в Германии, близ которого произошла встреча советских  и американских армий.
  9. Командир крупного партизанского соединения на Украине.
  10. Поэт, создатель «Василия Тёркина».
    В выделенной вертикальной строке должно получиться название города, который известен одной из главных битв войны.
     Укажите название процесса в ходе Великой Отечественной войны, начало которому было положено этой битвой.
     Напишите хронологические рамки этой битвы.
(26 баллов: по 2 балла за каждый правильный ответ)
    
21. Укажите, где находятся следующие мемориальные комплексы, посвященные подвигам советских воинов в Великой Отечественной войне:
  1. «Долина смерти»                       А. Под Москвой
  2. «Дом Павлова»                          Б. Брянская область
  3. «Зеленый пояс Славы»              В. Севастополь
  4. «Курган бессмертия»                  Г. Под Тулой
  5. «Малахов курган»                      Д. Под Санкт-Петербургом
  6. «Партизанская поляна»              Е. Новороссийск
  7. «Рубеж славы»                          Ж. Волгоград
(7 баллов: по 1 баллу за каждый точный ответ)

22. Какие из перечисленных событий, явлений научно-технического развития СССР относятся к периоду 1953-1964 гг.?
  • Запуск первого искусственного спутника Земли
  • Широкий экспорт промышленной продукции СССР в страны Запада
  • Развитие атомной энергетики
  • Запрет на развитие кибернетики
  • Выход на трассы первого в мире реактивного пассажирского самолета ТУ- 104
  • Широкое внедрение роботов и ЭВМ в промышленность
Укажите верный ответ: 1) АВД,     2) БВГ,     3) БГЕ,      4) ГДЕ
(1 балл)

23. Выберите правильный ответ Внешняя политика России в 2000-2008 гг. характеризовалась:
  1. Присоединением к программе с НАТО «Партнерство во имя мира»
  2. Выводом войск из бывших социалистических стран
  3. Борьбой с терроризмом
  4. Формированием концепции ограниченного суверенитета.
(1 балл)

24. В конце февраля 2007г. Президент РФ подписал закон, в соответствии с которым в нашей стране стало ещё одной памятной датой больше – установлен День героев Отечества. В связи с этим событием ответьте на следующие вопросы.
  1. Когда отмечается этот праздник?  (Укажите день и месяц.)
  2. Восстановлением традиций какого военного праздника русских воинов он является?
  3. Сколько степеней имеет орден Славы и в каком году он  учрежден?
  4. В каком году в СССР было установлено звание  «Героя Советского Союза»?
  5. В каком году учреждено звание «Герой Российской  Федерации»?
(10 баллов: по 2 балла за каждый правильный ответ)
        
Часть II

Темы исторического эссе:

1) «Революции не совершают, они приходят сами».
(У.Филликс)

2) «Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне».
(Н.Макиавелли)

3) «Историческая роль варягов на Руси была ничтожна… О культурной роли варягов нечего и говорить».
(Б.А.Рыбаков)

4) «Иоанн (Иван III) как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей степени величия».
(Н.М.Карамзин)

5) «Бессмысленно спорить, нужны или не нужны были России реформы Петра; они содержали то единственное лекарство, которое только и могло её спасти».
(А.Б.Каменский)

6) «Пушкин … был одним из самых счастливых людей в России, он творил свободу из неволи».
(Ю.М.Лотман)

7) «Люди, окружающие Ленина, не мои друзья, они не олицетворяют собой мой идеал национальных героев. В то же время я не могу их больше назвать «разбойниками и грабителями», после того как выяснилось, что они подняли лишь брошенное: престол и власть».
(В.А.Сухомлинов, в 1909-1915 гг. военный министр)

8) «Нам следует признать, что русские внесли решающий вклад в войну на Западе, уничтожив главные силы германской армии до того,  как первый солдат союзников вступил на берег Нормандии 6 июня 1944 г.»
(М.Хастингс)

Категория: История 2009-2010 | Добавил: admin (20.02.2010)
Просмотров: 11846 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 3.4/5
Всего комментариев: 4
4 Оксана  
0
Спасибо

3 Inconorascede  
0
да, наверно так и есть

2 admin  
0
1. В голове.
2. В книгах.
3. В интернете.
4. Спросить учителя.

1 faq  
0
где найти ответы

Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Департамент образования
  • Школа №216 "Дидакт"
  • Школа №220
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz