Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.04.2024, 06:18

Мой сайт

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
биология 2009-2010 [4]
результаты 2009-2010 [0]
География 2009-2010 [3]
избирательное право 2009-2010 [2]
Информатика 2009-2010 [1]
История 2009-2010 [3]
Литература 2009-2010 [3]
Математика 2009-2010 [4]
Обществознание 2009-2010 [1]
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Олимпиады » История 2009-2010

Олимпиада школьников по истории России

Инструкция по выполнению работы

    На выполнение олимпиадной работы по истории отводится 2 часа.
    Работа состоит из двух частей.
    Часть I  состоит из 22  комплексных заданий.
    На выполнение заданий первой части отводится 1 час.
    Часть II состоит из творческого задания, на выполнение которого отводится 1 час.
    По одной из представленных тем (на выбор учащегося) написать историческое эссе.

Характеристика сочинения-эссе
  1. Наличие конкретной темы или вопроса
  2. Личностный характер восприятия проблемы и её осмысления
  3. Небольшой объем
  4. Свободная композиция
  5. Непринужденность повествования
  6. Парадоксальность
  7. Внутреннее смысловое единство
  8. Открытость
Алгоритм работы над сочинением-эссе:
  1. ознакомление с предложенными темами;
  2. определение смысла предложенных высказываний;
  3. осмысление проблемы в контексте исторической науки;
  4. формулирование своего отношения к высказыванию;
  5. определение исторических терминов, понятий и обобщений, которые потребуются ему для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне;
  6. отбор фактов, примеров из истории, которые убедительно обосновывают собственную позицию.
Дополнительные аргументы автора сочинения-эссе:
  1. краткая информация об авторе высказывания;
  2. имена его предшественников, последователей или научных противников;
  3. описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к её решению;
  4. указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
  5. ссылка на альтернативные варианты решения проблемы.
    Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются.
     Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
     Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны.  Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно вернуться, если у вас останется время.

Часть I – комплексные задания

1. Какой из названных терминов обозначает одну из форм зависимости Руси от Золотой орды?
  1. Число
  2. Вира
  3. Вервь
  4. Пожилое
(1 балл)

2. Как назывался древнейший летописный свод, ставший основным источником изучения Древней Руси?
  1. «Русская Правда»
  2. «Повесть временных лет»
  3. «Слово о полку Игореве»
  4. «Апостол»
(1 балл)

 3. В каком ряду названы даты принятия общерусских Судебников?
  1. 1478 г., 1485 г.
  2. 1581 г., 1597 г.
  3. 1497 г., 1550 г.
  4. 1649 г., 1682 г.
(1 балл)

 4. Перед вами сведения о трех правителях России (XVI-XVII вв.). Запишите в таблицу их имена и поставьте номера сведений о  них в соответствующей графе.
  1. Он стал монахом, но это произошло против его воли и  желания.
  2. Его уход из жизни означал, что пресеклась целая ветвь  династии правителей России.
  3. Человек хитрый и угодливый, не раз коренным образом менявший свои взгляды.
  4. Государственными делами в большей степени, чем он  занимался его отец.
  5. Он занимал московский престол, но не правил.
  6. Немало времени отдавал церковной службе, но старался  избегать придворных церемоний и треволнений.
  7. На престол вступил пожилой боярин, неглупый, но «более  хитрый, чем умный», «прошедший огонь и воду, видавший и плаху и не попробовавший ее только по милости самозванца».
  8. Много тратил казны на выписку из-за границы редких  растений для его сада, который развивался много лет.
  9. Претендентов на престол было много, но именно он в наибольшей степени удовлетворял враждующие стороны, уже уставшие от усобиц.

                                           Имена правителей

 

 

 

                                        Сведения об их жизни

 

 

 

(12 баллов: по 1 баллу за каждое имя, по 1 баллу за каждое верное  соотнесение)
                                                                                             
5. Соотнесите имена императоров и известные фразы из их манифестов и указов.
            1). Петр I.                А. «Даровать населению незыблемые 
                                              основы гражданской свободы на
                                              началах…. неприкосновенности
                                              личности, свободы совести, слова,
                                              собраний и союзов».
           2). Екатерина II         Б. «…Глас Божий повелевает Нам стать
                                               бодро на дело правления… с верой в
                                               силу и истину самодержавной власти,
                                               которую Мы призваны утверждать и                                     
                                               охранять от всяких поползновений».
            3). Александр I.        В. « Крестьяне, верный наш народ, да    
                                               получат мзду свою от Бога».
            4). Николай I.           Г. «Правда и милость да царствует  в
                                               судах».
            5). Александр II        Д. «Вольность есть право все то делать,
                                                что законы дозволяют».
            6). Александр III.     Е. «Его Величество есть самовластный
                                               монарх, который никому на свете о
                                               своих делах ответу дать не должен».
           7). Николай II.           Ж. «Разумейте, языцы, и покоряйтесь;
                                              Яко с нами Бог!»
(14 баллов: по 2 балла за каждое верно установленное соотнесение)

6. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
  1. Е.Р. Дашкова, С.С.Уваров, С.И.Вавилов, Ю.С.Осипов.
  2. Ремонтер, бригадир, «даточные люди», ландмилиция.
  3. Паж, лакей, повар, гоффурьер, тафельдекар.
  4. Биоскоп, таумограф, иллюзион, синематограф.
(8 баллов: по 2 балла за полный правильный ответ)

  7. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.
  1. Коробейник, ярмарка, разносчик, магазин, базар.
  2. Губной староста, воевода, наместник, губернатор,  сенатор, генерал-губернатор.
  3. С.В.Илюшин, С.А.Лавочкин, Г.С.Шпагин, В.М.Петляков.
  4. Н.Ф.Анненский, В.Г.Богораз, В.М.Чернов В.А.Мякотин.
  5. «Не ждали», «Что есть истина?», «Бурлаки на Волге»,  «Арест пропагандиста».
(10 баллов: по 1 баллу за правильное подчеркивание, по 1 баллу за правильное объяснение)

8. Прочтите отрывок из сочинения Н.М.Карамзина и укажите имя          императрицы, о которой идет речь:
«Главное дело сей незабвенной монархини состоит в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей. Она   ласкала так называемых философов XVIII века и пленялась  характером древних республиканцев, но хотела повелевать   как земной Бог, - и повелевала. Петр, насильствуя обычаи народные, имел нужду в средствах жестоких - … могла  обойтись без оных, к удовольствию своего нежного сердца;   ибо не требовала от россиян ничего противного их совести  и гражданским навыкам, стараясь единственно возвеличить   данное ей Небом Отечество или славу свою – победами,           законодательством, просвещением».
  1. Екатерина I.
  2. Анна Иоанновна.
  3. Елизавета Петровна.
  4. Екатерина II.
(1 балл)

9. Что означают данные слова и выражения:
  • «Кондиции»
  • меркантилизм
  • ревизия
  • рекрут
  • сенат.     
(10 баллов: по 2 балла за каждый правильный ответ)      

10. Соотнесите событие с датой:
  • 1856 г.                            1). Создание Священного союза
  • 1821 г.                            2). Польское восстание
  • Ноябрь 1812 г.                3). Создание Южного общества декабристов
  • 1830-1831 гг.                  4). Сражение на р. Березине
  • 1864 г.                            5). Подписание Парижского мирного договора
  • 1815 г.                            6). Судебная реформа
  • 1807 г.                            7). Указ о вольных хлебопашцах
  • 1803 г.                            8). Отмена крепостного права
  • Август 1812 г.                  9). Кавказская война
  • 1817-1864 гг.                  10).Тильзитский мирный договор
  • 1801-1803 гг.                  11). Работа Негласного комитета
  • 1861 г.                            12). Бородинское сражение
(12 баллов)

11. Проанализируйте данные статистики. О каких процессах в экономике и социальной жизни говорят эти факты?
  • В середине XIX века;  3,5 % дворян (а это около 3,6 тыс. человек) не имели            поместий вообще.
  • 39,5% (более 41 тыс. дворян) имели в своем распоряжении  имения менее 20 душ.
  • 7 млн. крепостных мужского пола (66 %) были заложены  помещиками в банке.
  • В 1861 г. В Европейской части России было 123,6 тыс. дворянских имений, а в   1892 г. – 101,9 тыс.
(6 баллов)

12. Историк должен уметь объяснять выражения, которые вошли в литературную и обиходную русскую речь, став  крылатыми. Перед вами такие выражения, объясните их смысл (в том числе, в иносказательной форме) и  происхождение.
  1. «Шиворот – навыворот» _______________________
  2. «Филькина грамота»___________________________
  3. «Жен и детей заложим»________________________
  4. «Убояся бездны премудрости» __________________
  5. «Верста коломенская» _________________________
  6. «Долгий ящик» _______________________________
  7. «У черта на куличках» _________________________
  8. «На курьих ножках» ___________________________
  9. «Не мытьем, так катаньем» _____________________
  10. «Победителя не судят» ________________________
  11. «Умри, Денис, лучше не напишешь»_____________
  12. «Не дворянская наука – география»______________
(36 баллов: за каждый верный по сути ответ – до 3-х баллов)

13. Военная история России. Соотнесите имя полководца, войну, в которой он  принимал участие, и годы этой войны.

            Война

             Годы

       Полководец

 

        1904 – 1905

 

 

        1914 – 1918

 

 

        1918 – 1920

 

 

        1939 – 1940

 

 

        1941 – 1945

 

 

        1979 – 1989

 

  • Русско – японская, Первая мировая, Гражданская, советско-финляндская, Великая Отечественная, афганская.
  • А.А.Брусилов, А.М.Василевский, А.Н.Куропаткин, М.В.Фрунзе, Д.Ф.Устинов, К.А.Мерецков.
  (12 баллов)
 
14. С какими периодами или событиями могут быть связаны термины приведенные ниже:
  • Индустриализация
  • манифест
  • национализация
  • нэпман
  • приватизация
  • целина.
(12 баллов)

15. Историк  должен грамотно писать понятия и термины, понимать их. Впишите правильную букву (правильные  буквы) вместо пропусков и дайте определение термина:
  1. К…б…льтов ___________________________________
  2. Ф…люга ______________________________________
  3. Д…ф…ле _____________________________________
  4. Сп…р…тизм __________________________________
  5. Гр…над…ера __________________________________
  6. З…лотор…тец _________________________________
  7. Б…нб…ньерка _________________________________
  8. Ст…жание ____________________________________
  9. Г…н…рар ____________________________________
  10. М…г…страт __________________________________
(15 баллов: по 0,5 балла за грамотное написание каждого слова, по 1 баллу за каждое определение)

16. Установите соответствие между именами и прозвищами  /почетными титулами/:
  1. «Басманный философ»               а) А.В. Суворов
  2. «Незабвенный»                          б) В.Г. Белинский
  3. Тян – Шаньский                         в) Александр 1
  4. «Неистовый Виссарион»             г) П.А.Румянцев
  5. Рымникский                               д) А.С.Пушкин
  6. Эриванский                               е) Николай I
  7. «Благословенный»                     ж) П.Я.Чаадаев
  8. Задунайский                              з) Н.Н.Муравьев
  9. Амурский                                   и) П.П.Семенов
  10. «Француз»                                 к) И.Ф.Паскевич
(6 баллов)
  
17. Какие события скрываются за названиями, перечисленными  ниже:
  • «военный коммунизм»
  • «кукурузная эпопея»
  • «рельсовая война»
  • «холодная война»
  • «шоковая терапия».
(10 баллов)

18. Россия и мир. Соотнесите дату и событие.
  • 1904 – 1907 гг.                           1) Подписание Брестского мира
  • 3 марта 1918 г.                           2) Создание Антанты
  • 5 ноября 1921 г.                         3) Начало работы Тегеранской Конференции
  • 28 ноября 1943 г.                       4) Подписание договора ОСВ – 1
  • 15 – 28 октября 1962 г.               5) Договор о дружбе с Монголией
  • Май 1972 г.                                 6) Вступление России в Совет Европы
  • 28 февраля 1996 г.                      7) Карибский кризис
 (7 баллов)

19. Великая Отечественная война. Соотнесите название операции с её целью. Какие из них были разработаны  советским, а какие – немецким командованием?
  • «Багратион»                        Освобождение Сталинграда  
  • «Кутузов»                           Освобождение Белоруссии и Литвы
  • «Румянцев»                         Захват Москвы
  • «Тайфун»                            Освобождение Белгорода и Харькова
  • «Уран»                                Освобождение Орла
  • «Цитадель»                         Разгром фашистских войск под Курском
(6 баллов)

20. Определите время, когда появились эти строки: «Юридическое совещание, рассмотрев вопрос о дальнейшем употреблении знака государственного герба, признало, что двуглавый орёл не связан ни с династией Романовых, ни с каким – либо определённым государственным строем, а потому с удалением с него титульных гербов, а равно эмблем монархического характера орёл может быть принят как герб свободного Российского государства…»
(2 балла)
   
21. В конце февраля 2007г. Президент РФ подписал закон, в соответствии с которым в нашей стране стало ещё одной памятной датой больше – установлен День героев Отечества. В связи с этим событием ответьте на следующие вопросы.
  1. Когда отмечается этот праздник?  (Укажите день и месяц.)
  2. Восстановлением традиций какого военного праздника русских воинов он является?
  3. Сколько степеней имеет орден Славы и в каком году он  учрежден?
  4. В каком году в СССР было установлено звание  «Героя Советского Союза»?
  5. В каком году учреждено звание «Герой Российской  Федерации»?
(10 баллов: по 2 балла за каждый правильный ответ)
        
22. Решите кроссворд «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»

  1. Композитор, чья Седьмая симфония была исполнена в блокадном Ленинграде.
  2. Участник штурма Берлина, вместе с М. Егоровым водрузивший Красное знамя над зданием рейхстага.
  3. Название немецкого плана вторжения в СССР.
  4. Советский военачальник, с июня 1942г. Возглавлявший Генеральный штаб.
  5. Город в Восточной Пруссии, освобожденный Красной Армией.
  6. Герой Советского Союза, командир 316-стрелковой дивизии, оборонявшей Москву в 1941 г.
  7. Название операции по освобождению Белоруссии.
  8. Город в Германии, близ которого произошла встреча советских  и американских армий.
  9. Командир крупного партизанского соединения на Украине.
  10. Поэт, создатель «Василия Тёркина».
    В выделенной вертикальной строке должно получиться название города, который известен одной из главных битв войны.
     Укажите название процесса в ходе Великой Отечественной войны, начало которому было положено этой битвой.
     Напишите хронологические рамки этой битвы.
(26 баллов: по 2 балла за каждый правильный ответ)
    
Часть II

Темы исторического эссе:

1) «Революции не совершают, они приходят сами».
(У.Филликс)

2) «Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне».
(Н.Макиавелли)

3) «Историческая роль варягов на Руси была ничтожна… О культурной роли варягов нечего и говорить».
(Б.А.Рыбаков)

4) «Иоанн (Иван III) как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей степени величия».
(Н.М.Карамзин)

5) «Бессмысленно спорить, нужны или не нужны были России реформы Петра; они содержали то единственное лекарство, которое только и могло её спасти».
(А.Б.Каменский)

6) «Пушкин … был одним из самых счастливых людей в России, он творил свободу из неволи».
(Ю.М.Лотман)

7) «Люди, окружающие Ленина, не мои друзья, они не олицетворяют собой мой идеал национальных героев. В то же время я не могу их больше назвать «разбойниками и грабителями», после того как выяснилось, что они подняли лишь брошенное: престол и власть».
(В.А.Сухомлинов, в 1909-1915 гг. военный министр)

8) «Нам следует признать, что русские внесли решающий вклад в войну на Западе, уничтожив главные силы германской армии до того,  как первый солдат союзников вступил на берег Нормандии 6 июня 1944 г.»
(М.Хастингс)
Категория: История 2009-2010 | Добавил: admin (20.02.2010)
Просмотров: 7461 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.2/5
Всего комментариев: 1
1 Oleg12345  
0
А есть ответы к этим заданиям?

Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Департамент образования
  • Школа №216 "Дидакт"
  • Школа №220
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz