Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 11:51

Мой сайт

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
биология 2009-2010 [4]
результаты 2009-2010 [0]
География 2009-2010 [3]
избирательное право 2009-2010 [2]
Информатика 2009-2010 [1]
История 2009-2010 [3]
Литература 2009-2010 [3]
Математика 2009-2010 [4]
Обществознание 2009-2010 [1]
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Олимпиады » Обществознание 2009-2010

Олимпиада по обществознанию
Инструкция по выполнению работы

    На выполнение олимпиадной работы по обществознанию отводится 2,5 часа. Работа состоит из двух частей.
     Часть I состоит из 16 комплексных заданий.
     На выполнение заданий первой части отводится 1,5 часа.
    Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны.  Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно вернуться, если у вас останется время.
    Часть II состоит из творческого задания, на выполнение которого отводится 1 час. По одной из представленных тем (на выбор учащегося) написать по обществознанию  эссе.
    Алгоритм работы над сочинением-эссе:
  1. ознакомление с предложенными темами;
  2. определение смысла предложенных высказываний;
  3. осмысление проблемы в контексте исторической науки;
  4. формулирование своего отношения к высказыванию;
  5. определение исторических терминов, понятий и обобщений, которые потребуются для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне;
  6. отбор фактов, примеров из обществознания, которые убедительно обосновывают собственную позицию
    Чего следует избегать при написании эссе:
  1. Непонимания сути заявленной темы.
  2. Отсутствия структурированности в изложении.
  3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).
  4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).
  5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.
  6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.
  7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.
  8. Повторов без необходимости.
    Дополнительные аргументы автора сочинения-эссе:
  1. краткая информация об авторе высказывания;
  2. имена его предшественников, последователей или научных противников;
  3. описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
  4. указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
  5. ссылка на альтернативные варианты решения проблемы.

Часть I

Задания с рядами
1. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.
  1. Республика, монархия, федерация.
  2. Христианство, индуизм, ислам, буддизм.
  3. Административное право, гражданское право, семейное право.
(6 баллов)

Выбор из перечня
2. Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.
  1. «Наставница всех добродетелей», «высшее утешение измученных душ», «провозвестница истинного света» (Боэций).
  2. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р. Рейган).
  3. «Институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги» (К. Макконнелл. С. Брю).
(6 баллов)

3. Определение правильности или ошибочности утверждений «ДА» или «НЕТ»? Если вы согласны с утверждением, напишите «ДА», если не согласны – «НЕТ».
  1. Вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам граждан, регулируются нормами трудового права.
  2. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.
  3. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой – либо идеологии в качестве государственной.
  4. Образ своего «Я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.
  5. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с его деятельностью.
  6. Государство не является единственным носителем политической власти.
  7. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.
  8. Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом проявляется целостность политической системы.
  9. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах, что обеспечивает общеобязательность их предписаний.
  10. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.
(10 баллов)

4. Соответствие имени ученого и высказанных им идей. В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий.

       Понятия, категории, идеи

        Имена мыслителей, ученых

1). Невидимая рука рынка

2). Общественно – экономическая формация

3). Золотой закон морали

4).«Мыслю, следовательно, существую»                                                                        

А) К. Маркс

Б) И. Кант

 

В) Аристотель

Г) А. Смит

Д) Р. Декарт

 

(8 баллов)

5. Практические задания на знания содержательных модулей курса. Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную ситуацию.
Продавец Иванов перешел из государственного магазина на работу в частное торговое предприятие. Через 11 месяцев летом Иванов попросил  предоставить ему очередной отпуск, на что владелец магазина сказал: «Сейчас самая горячая работа. Так что в отпуск пойдешь осенью». На попытку Иванова сослаться на трудовое право ответил: «Это в государственном магазине ты мог «качать права», а здесь я хозяин, и для тебя мое решение – закон».
(4 балла)

6. Работа со схемами
Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.
  1. Виновность
  2. Деяние
  3. Противоправность
  4. Умысел
  5. Бездействие
  6. Правонарушение
  7. Неосторожность
  8. Действие
  9. Признаки
  10. Общественная опасность.
(10 баллов)

7. Грамотность написания обществоведческих терминов. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.
  1. К…нф…рмизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей.
  2. М…н…т…ризм – экономическая теория.
  3. Д…в…рс…фикация – распространение хозяйственной деятельности фирмы на новые отрасли.
  4. Д…в…ден… -  доход, выплачиваемый акционерам.
  5.   …кси…логия – учение о ценностях.
  6. Д…скр…м…нация – ущемление прав по тем или иным признакам.
  7. Стр…т…ф…кация – расположение социальных слоев на социальной лестнице.
  8. Л…г…тимность – законность.
  9. С…п…р…тизм – стремление к отделению, обособлению.
  10. Гл…б…л...зация – один из процессов, происходящих в современном мире.
(10 баллов)

8. Задание на знание обществоведческих понятий. Используя ВСЕ приведенные слова и словосочетания, составьте определения двух понятий. Назовите эти понятия.
   Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр.
  1. Внутренний и поведение мысли человек его контролер стремления
  2. Социальной, стремление, противостояние, политической, группы, курсу, бороться, или, влияние, официальному, власть, за, нее, на.
(4 балла)

9. Задания на соответствия. Перед вами три списка – век, название науки об обществе и человеке, имя ученого, чья деятельность была связана с данной наукой. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в форме таблицы, перерисовав приведенный образец и вписав соответствующие ЦИФРЫ и БУКВЫ в нужные графы. Обратите внимание! В списках наук и имен ученых больше, чем веков.

              Века

               Науки

      Имена ученых

 

1). 4 в. до н.э.                     

2). 16 в.

3). 18 в.

4). 19 в.                               

5). 20 в.                              

1). История

2). Политическая теория

3). Этика

4). Психология               

5). Правоведение            

6). Экономика

7). Социология

А) П.И.Новгородцев

Б) П.Абеляр

В) Аристотель

Г) А.Смит

Д) Н.Макиавелли

Е) О.Конт

Ж) Б.Спиноза

(10 баллов)

10. Заполнение пропущенных слов и словосочетаний.
     Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы.
   Запишите ПОРЯДКОВЫЕ НОМЕРА выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.
     Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «…». Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием «…». При этом учитываются …….. его характеристики. Понятием «…» определяют систему …….. характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь …….. как продолжающийся …….. процесс усвоения культурных норм и социальных ……..  Для ребенка до 10 – 12 лет решающим  является мнение …….. ; подростку необходимо мнение ……...
  1. Социализация
  2. Роль   
  3. Родители
  4. Личность
  5. Группа сверстников
  6. Биологические и социальные
  7. Индивид
  8. На протяжении жизни
  9. Социальная регуляция
  10. Только биологические
  11. Социально значимые
  12. В детские годы
  13. Индивидуальность
  14. Статус
  15. Адаптация
(10 баллов)

11. Задания по тексту.
Президент США Ф.Д.Рузвельт, характеризуя общественный прогресс, подчеркивал: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».
  1. Что такое прогресс?
  2. Какой критерий прогресса предложил Ф.Д.Рузвельт?
  3. Какие иные критерии прогресса вам известны?
 (11 баллов)

12. Познавательные задачи
Легко заметить, что приведенные в каждом ряду термины имеют различные значения. Чтобы убедиться в этом, запишите их краткие определения. А теперь подумайте, что общего есть между ними. Маленькая подсказка: прийти к правильным выводам вам помогут история их происхождения и знание буквального значения их корней.
  1. Урбанизация, гражданство, политика.
  2. Философия, софистика.
(14 баллов)

13. Задания на работу со статистическими источниками. Перед вами таблица. Проанализируйте ее и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными таблицы.
  1. На протяжении 1970 – 1990-х гг. темпы прироста национального дохода неуклонно снижались.
  2. Главной причиной снижения темпов прироста национального дохода было снижение темпов прироста производственных фондов.
  3. Можно предполагать, что новая техника внедрялась в производство, но заинтересованности во внедрении достижений научно- технического прогресса была низкой.
  4. Фондоотдача неуклонно падала, что самым негативным образом сказывалось на темпах прироста национального дохода.
Среднегодовые темпы прироста произведенного национального дохода, производственных фондов и фондоотдачи в хозяйстве СССР в 1970 – 1990 гг.

 

1971-1975

1976-1980

1981-1985

1986-1990

 Произведенный         национальный доход

Производственные основные фонды

Фондоотдача

        5.7

 

 

6.7

 

-2.7

        4.3

 

 

7.4

 

-3.1

        3.2

 

 

6.4

 

-3.3

        1.3

 

 

4.8

 

-3.5

 

Примечание. Фондоотдача – это произведенный национальный доход на один рубль производственных фондов.
(8 баллов)

14. Закон мышления, или логический закон, - это необходимая существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Традиционная логика выделяет 4 основных закона: тождества, противоречия или непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания.
    Перед вами три фрагмента из художественных произведений. Определите, какой закон соблюдается или нарушается в каждом из приведенных фрагментов.
    Сформулируйте эти законы и подпишите их под соответствующей ситуацией.

1). – А каким насекомым у вас радуются? – спросил Комар.
     - Я никаким насекомым не радуюсь, потому что я их боюсь, - призналась Алиса. – По крайней мере, больших. Но я могу вам сказать, как их зовут.
      - А они, конечно, идут, когда их зовут? – небрежно заметил Комар.
      - Нет, кажется, не идут.
      - Тогда зачем же их звать, если они не идут?
        Л. Кэрролл. Алиса в стране чудес.
2). – Я … девочка, - сказала Алиса не вполне уверенно, не будем скрывать; ей, бедняжке, вдруг сразу вспомнились все ее сегодняшние превращения.
    - Так я тебе и поверила! – ответила Голубка с величайшим презрением. – Немало повидала я на своем веку разных девочек, но чтобы у девочки была та-а-а-кая шея! Нет, не на дуру напала! Ты змея, вот ты кто такая! И лучше не ври! Ты мне еще скажешь, что никогда яиц не ела.
    - Яйца я, конечно, ела, - сказала Алиса, - она была на редкость правдивый ребенок. – Девочки ведь тоже едят яйца!
     - Быть того не может, - сказала Голубка. – Ну, а уж если правда едят, значит, они просто-напросто змеи, только особой  породы! Вот тебе и весь мой сказ!
            Л.Кэрролл. Алиса в стране чудес.
3).  Сова приложила ухо к груди Буратино.
    - Пациент скорее мертв, чем жив, - прошептала она и отвернула голову назад на 180 градусов.
       Жаба долго мяла влажной лапой Буратино. Раздумывая, глядела выпученными глазами сразу в разные стороны.
       Прошлепала большим ртом:
    - Пациент скорее жив, чем мертв…
  А.Н.Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино
(9 баллов)
15. Перед вами описания форм государства в различных странах. Из трех характеристик для каждой страны одна является ошибочной. Порядковый номер неверной характеристики обведите кружком, в отведенных строчках запишите существующие типы форм государства каждой из стран.
15.1. Германия
1). Состоит из 16 земель, имеющих частичную независимость и разное число представителей в верхней палате парламента.
2). Президент сосредоточивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства.
3). Свобода личности в экономической сфере – свобода предпринимательства и признание частной собственности.
Форма государственного устройства______________________
Форма правления________________________
Политический режим_________________________
15.2. Австралия
1). Наряду с 6 штатами в ее состав входят территориальные образования, которые управляются из центра.
2). Президент избирается не всенародно, а парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом.
3). В отношениях личности и государства приоритет отдается личности.
Форма государственного устройства_______________________
Форма правления_________________________
Политический режим___________________________
15.3. Италия
1). В двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов.
2). Верховная власть принадлежит парламенту, формируемому партией или коалицией партий, получивших большинство мест на выборах.
3). Государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей.
Форма государственного устройства________________________
Форма правления ____________________________
Политический режим ____________________________
(6 баллов)

16. Кроссворд. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

По  горизонтали. 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью. 3. Тот, кого опрашивает социолог. 4. Одно из правомочий собственника. 5. Ощущение нужды в чем-либо. 6. Всенародное голосование, одна из возможных форм принятия законов. 7. Устойчивая система социально значимых качеств индивида. 8. Соответствие мысли предметы познания. 9. Высшая форма психического отражения, свойственная человеку. 10. Причина, движущая сила какого-либо процесса. 11. Мера положительного или отрицательного воздействия. 12. Человек, покинувший один социальный слой и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другого. 13. Один из типов этнической общности.
По вертикали.  2. …
(15 баллов)

Часть II

Темы эссе:

  1. «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью». (Ф. Ницше, немецкий философ)
  2. «Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок». (Гёте, немецкий поэт)
  3. «Причины падения народа ни в одних политических происшествиях, но в нем самом, в том роде жизни, который он сам для себя избрал». (В.Ф.Одоевский, русский писатель)
  4. «Человек имеет значение для общества лишь постольку, поскольку он служит ему». (А. Франс, французский писатель)
  5. «Лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах. Всякий режим плох, если при нём правят худшие». (И.А. Ильин, русский философ)
(30 баллов)
Категория: Обществознание 2009-2010 | Добавил: admin (21.02.2010)
Просмотров: 34854 | Комментарии: 48 | Рейтинг: 2.1/23
Всего комментариев: 6
6 Amber@piork  
0
SUPER ONLINE SEX GAME!!! http://goo.gl/m9FJ1h

5 paytightihos  
0
hi

4 маньяк  
0
Президент США Ф.Д.Рузвельт, характеризуя общественный прогресс, подчеркивал: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».

Какой ответ на этот вопрос?

3 Катя  
0
Это прошлого года олимпиада???

2 Алёна  
0
http://www.hist110.narod2.ru/vserossiiskaya_olimpiada_shkolnikov_po_obschestvoznaniyu/

здесь ответы!!!


1 вадим  
0
а есть ответы к этим заданиям?

Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Департамент образования
  • Школа №216 "Дидакт"
  • Школа №220
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz